К основному контенту

Первые 5 минут устранения неполадок на Linux-сервере

Когда наша команда еще занималась вопросами эксплуатации, оптимизации и масштабирования в предыдущей компании, нам приходилось иметь дело с отладкой медленно работающих приложений и целых инфраструктур, часто большого размера (представьте CNN или the World Bank). Горящие сроки, экзотические стеки технологий и недостаток информации обычно гарантировали незабываемые впечатления.

Причины неполадок редко были очевидными; ниже я привожу список шагов, с которых мы обычно начинали поиск проблемы.

Войдите немного в контекст

Не спешите бросаться на сервера, сперва нужно выяснить, что уже известно о системе и специфике проблемы. Не стоит тратить время на поиск проблемы вслепую.

Несколько обязательных вопросов, требующих ответа:
  • Какие конкретно наблюдаются симптомы? Подвисания? Ошибки?
  • Когда проблема была замечена впервые?
  • Воспроизводится ли она?
  • Есть ли закономерность (например, происходит каждый час)?
  • Какие были последние изменения в системе (код, сервисы, стек приложений)?
  • Влияет ли проблема на определенную группу пользователей (авторизированных, не авторизированных, с общим географическим расположением...)?
  • Имеется ли документация на архитектуру (физическую и логическую)?
  • Используется ли система мониторинга? Munin, Zabbix, Nagios, New Relic... Подойдет любая.
  • Ведется ли (централизированное) журналирование? Loggly, Airbrake, Graylog.. Последние два пункта представляют собой наиболее удобные источники информации, но не возлагайте на них больших надежд: как ни печально, именно мониторинг и журналирование часто отсутствуют. Если не повезло, сделайте заметку, что это нужно поправить, и двигайтесь дальше.

    Кто здесь?

    $ w
    $ last
    Не критично, но обычно не стоит заниматься устранением неполадок в системе, в то время когда с ней играются другие люди. На кухне достаточно одного повара.

    Что делали в системе?

    $ history
    Всегда полезно посмотреть на историю команд в комбинации с информацией о том, кто ранее заходил в систему. Не забывайте про ответственность: то, что вы администратор, не дает вам права нарушать чужую конфиденциальность.

    Маленькая заметка в уме на потом - вы можете задать переменную окружения HISTTIMEFORMAT, чтобы была возможность отслеживать время, когда выполнялись команды из истории. Нет ничего более раздражающего, чем анализ устаревшего списка команд, не имеющих отношения к проблеме...

    Что запущено?

    $ pstree -a
    $ ps aux
    Вывод ps aux содeржит, как правило, много подробной информации о процессах, тогда как pstree -a выдает наглядную и лаконичную картину запущенных процессов, вместе с родительской иерархией.

    "Слушающие" сервисы
    $ netstat -ntlp
    $ netstat -nulp
    $ netstat -nxlp
    Я предпочитаю выполнять эти команды отдельно, в основном потому что я не люблю смотреть на все сервисы одновременно. Тем не менее, netstat -nalp тоже подойдет и я бы не опускал опцию -n (IP-адреса, мне кажется, воспринимаются лучше).

    Определите запущенные службы и выясните должны ли они выполнятся. Посмотрите какие порты находятся в слушающем состоянии. PID слушающего процесса можно всегда найти в выводе ps aux. Это может оказаться очень полезным, особенно когда в системе одновременно запущены несколько Java или Erlang процессов.

    Обычно, мы стараемся, чтобы наши системы были более или менее специализированы, с небольшим количеством сервисов на каждой из них. Если вы видите десятки слушающих портов, наверно стоит отметить это себе в уме, чтобы потом разобраться как это можно почистить или реорганизовать.

    Процессор и память

    $ free -m
    $ uptime
    $ top
    $ htop
    Эти команды должны ответить на несколько вопросов:
  • Есть ли свободная память? Происходит ли своппинг на диск?
  • Насколько загружены процессоры? Сколько ядер доступно на сервере?
  • Перегружены ли какие-то из них?
  • Что больше всего нагружает систему? Какое у системы значение средней нагрузки (load average)?

    Аппаратная часть

    $ lspci
    $ dmidecode
    $ ethtool
    Обычные, невиртуализированные сервера продолжают широко использоваться, и эти команды должны помочь:

  • Определить RAID-контроллер (есть ли у него батарея резервного питания?), процессор и количество доступных слотов памяти. Это может подсказать вам потенциальные причины проблемы и пути увеличения производительности.
  • Выяснить правильно ли настроена сетевая карта? Не работает ли она в режиме полудуплекса? На скорости 10MBps? Есть ли ошибки приема-передачи?

    Производительность ввода-вывода

    $ iostat -kx 2
    $ vmstat 2 10
    $ mpstat 2 10
    $ dstat --top-io --top-bio
    Очень полезные команды для анализа общей производительности системы хранения.

  • Проверяем свободное место: есть ли в системе полностью занятые файловые системы или диски?
  • Используется ли своп (si/so)?
  • Что занимает процессор: системные вызовы? пользовательские процессы? много ли времени крадется гипервизором (VM)?
  • Моя любимая команда - dstat. Какие процессы интенсивно используют ввод-вывод? Может быть MySQL грузит дисковую подсистему? Или это какой-то PHP-скрипт?

    Точки монтирования и файловые системы

    $ mount
    $ cat /etc/fstab
    $ vgs
    $ pvs
    $ lvs
    $ df -h
    $ lsof +D / /* будьте осторожны, не положите сервер */
  • Сколько файловых систем смонтировано?
  • Есть ли файловые системы, выделенные для конкретных сервисов? (MySQL например?)
  • Какие указаны опции монтирования: noatime? default? Есть ли какие-то файловые системы смонтированные в режиме только для чтения?
  • Есть ли свободное место на дисках?
  • Нет ли больших удаленных файлов, которые продолжают удерживаться каким-либо процессом?
  • Есть ли место для расширения раздела, если проблема в свободном пространстве?

    Ядро, прерывания и сеть

    $ sysctl -a | grep ...
    $ cat /proc/interrupts
    $ cat /proc/net/ip_conntrack /* может занять некоторое время на загруженных серверах */
    $ netstat
    $ ss -s
  • Распределены ли прерывания равномерно по всем процессорам? Возможно одно из ядер перегружено из-за прерываний от сетевой карты, RAID-контроллера, ...?
  • Какое задано значение swappinness в системе? 60 подходит для персональных компьютеров, но не для серверов. Желательно, чтобы сервер никогда не использовал своп, иначе во время чтения/записи данных на диск, процессы вытесненные в своп окажутся заблокированными.
  • Достаточно ли велико значение conntrack_max для существующего трафика?
  • Как долго TCP-соединения могут находится в различных состояниях (TIME_WAIT, ...)?
  • netstat может быть немного медленным при выводе всех существующих соединений, тогда используйте ss -s, чтобы быстро получить краткую статистику.
    Посмотрите статью про настройку TCP в Linux, в ней есть полезная информация на эту тему.

    Системные журналы и сообщения ядра

    $ dmesg
    $ less /var/log/messages
    $ less /var/log/secure
    $ less /var/log/auth
  • Ищите любые сообщение об ошибках или предупреждения. Есть ли сообщения о слишком большом количестве соединений в conntrack?
  • Есть ли сообщения об аппаратных ошибках или ошибках файловой системы?
  • Коррелируется ли время между ошибками в журналах и предоставленной информацией о проблеме?

    Задания cron

    $ ls /etc/cron* + cat
    $ for user in $(cat /etc/passwd | cut -f1 -d:); do crontab -l -u $user; done
  • Есть ли задания, которые выполняются слишком часто?
  • Есть ли персональные конфигурационные файлы cron, спрятанные от постороннего взгляда?
  • Выполнялось ли какое-либо резервное копирование в то время, когда возникла проблема?

    Журнальные файлы приложений

    Здесь можно много что исследовать, но вряд ли у вас будет время, чтобы детально все просмотреть. Поэтому, сконцентрируйтесь на самом очевидном, например для LAMP-сервера:

  • Apache & Nginx; посмотрите журналы доступа и ошибок, ищите ошибки 5xx, возможные ошибки limit_zone.
  • MySQL; посмотрите есть ли ошибки в mysql.log, следы поврежденных таблиц, работающий процесс восстановления innodb. Посмотрите журнал медленных операций и определите есть ли проблемы с диском, индексами или запросами.
  • PHP-FPM; если включен журнал php-slow, покопайтесь в нем и попробуйте найти ошибки (php, mysql, memcache, ...). Если журнал выключен, активируйте его.
  • Varnish; проверьте отношение hit/miss в varnishlog и varnishstat. Не пропущено ли правило в конфигурации, в результате чего запросы конечных пользователей проходят до бекэнда, минуя varnish?
  • HA-Proxy; какой статус у бекэндов? Правильно ли работает проверка здоровья бекэндов? Не переполнена ли очередь запросов на фронтэнде или бекэндах?

    Заключение

    После этих первых пяти минут (плюс-минус десять), у вас должно будет сформироваться более полное понимание ситуации:
  • Что запущено.
  • Связана ли проблема с вводом-выводом/аппаратной частью/сетевой подсистемой или конфигурацией (плохой код, настройки ядра, ...).
  • Есть ли знакомые шаблоны: плохое использование индексов БД, слишком много процессов apache, и т.п.
    Вы даже могли уже найти непосредственную причину проблемы. Если нет, то вы находитесь в хорошей позиции для дальнейших поисков, зная, что все очевидное уже проверено.


    Оригинал: First 5 Minutes Troubleshooting A Server by Vincent Viallet, March 2013.
    Translated by Ivan Pesin, July 2013.
  • Комментарии

    Популярные сообщения из этого блога

    Как с помощью bat-файла удалить последний символ в каждой строке текстового файла

    @Echo Off SetLocal EnableDelayedExpansion Set file=e:\Temp1\temp.txt Set newfile=e:\Temp1\newtemp.txt (For /F "tokens=* usebackq delims=" %%a In ("%file%") Do (   Set ta=%%a   Echo !ta:~0,-1! ))>"%newfile%" Нагло стырено с просторов Интернет

    OpenOffice. Calc. Символ «'» перед числом

    Постоянно забываю как убрать принудительное текстовое форматирование в таблицах OpenOffice, поэтому просто копирую эту статью из базы знаний: Символ «'» (апостроф) Если перед числами в строке ввода стоит символ «'», то в этом случае цифры не распознаются как числа. Символ «'» (апостроф) является символом принудительного форматирования данных «как текст», поэтому он не отображается в ячейках; увидеть его можно только в строке ввода перед данными. «Язык формул» электронных таблиц разработан задолго до появления MS Windows и Microsoft Office. Символ «апостроф» в начале содержимого ячейки всегда был символом принудительного форматирования содержимого «как текст». Данный способ форматирования является преимущественным перед форматом ячейки. Так работали Quatro Pro, Super Calc, таблицы Lotus 1-2-3. Так работают и все современные электронные таблицы. «'» перед цифровыми значениями следует использовать, когда вводятся константы, не являющиеся числами. Например

    Настройка GLPI с авторизацией Google Apps

    Итак, имеется насущная задача с минимальными усилиями и финансовыми затратами внедрить в территориально распределенной организации систему helpdesk. Так как электронная почта организации основана на Google Apps - первоначально были испробованы несколько систем, предлагаемых интеграторами в Google Marketplace , но отвергнуты по ряду причин: отсутствие локализации, сложность в понимании, неполное соответствие предъявляемым требованиям. В результате выбор пал на GLPI . Системные требования: Операционная система: Linux или Windows Web-cервер: Apache с поддержкой php База данных: MySQL с поддержкой php Устанавливать будем на популярный сейчас Debian-сервер из пакетов. Считаем, что сервер установлен в конфигурации LAMP. sudo aptitude install glpi В ходе установки будет задан ряд вопросов по конфигурированию базы данных с помощью dbconfig-common. Установленные файлы, если возникнет желание покопаться, будут находиться здесь: /usr/share/glpi Так как единственным связующим звеном в